вторник, 19 февраля 2013 г.

Методическая копилка А.М. Сабуровой

Методические приёмы организации развивающего обучения в системе Л.В.Занкова    
         В течение последнего десятилетия в дидактической системе  Л.В. Занкова сложился ряд определённых методических приёмов.
Любой методический приём имеет две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя – это содержание и форма предъявления учебного задания и внешнее проявление учебных действий ученика (устная и письменная речь).
Внутренняя – это учебная деятельность ученика, протекающая в психике и зависящая от его личных качеств (уровня развития мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы и объёма предметных знаний).
В связи с этим в структуре любого методического приёма можно выделить следующие компоненты:
1. Предъявление учителем учебной задачи в устной или письменной форме. Содержание задания должно быть таким, чтобы каждый ученик (от «слабого» до «сильного») смог принять посильное участие в его выполнении. (Конкурсы - математический «Кенгуру», «Русский медвежонок»).
2.  Пауза. Выдающийся психолог А.Р.Лурия писал, что пауза – это время между стимулом (вопрос, учебная задача) и реакцией (ответ, решение этой учебной задачи). Это время на осмысление, понимание, поиск ответа. Это тот отрезок времени, когда ученики имеют свободу выбора и над ними не довлеет  ничей авторитет, ничьё мнение. Ребёнок ищет свой путь выполнения задания.

 1.  Постановка  вопроса в  общей  формулировке.

Это учебная задача, которая предполагает не один, а несколько вариантов ответов. Это создаёт условия для свободы самовыражения каждому ученику, а главное – для всестороннего  рассмотрения объекта изучения с разных точек зрения.

                                 Русский язык.

На доске запись:       берег – бережок    луг - лужок
                                                      друг - дружок
Вопрос учителя: « Что скажете, дети?»
Возможные варианты ответов:
- это существительные
- все существительные в единственном числе
- все существительные мужского рода
- во 2 столбике существительные в уменьшительно-ласкательной форме
- в первом столбике слова, состоящие из одного корня
- в первом столбике в словах расхождение в произношении и написании (парная согласная в конце слов)
- чередование согласных в корне  Г - Ж
- 3 слова состоят только из корня
- 3 слова имеют суффикс – ОК
- одушевлённые и неодушевлённые существительные
- слова с безударными гласными в корне (обе проверяемые)
- односложные, двухсложные и трёхсложные слова

2. Постановка  учителем  нестандартных  учебных   заданий.
Данный приём заключается в том, что ученикам предлагается принципиально новая учебная задача, выполнение которой предусматривает самостоятельный, творческий поиск, новые приёмы выполнения действий, применение имеющихся знаний в новых условиях. Этот приём позволяет включить в процесс познания и различные мыслительные операции, и эмоциональное восприятие – от сомнений и неуверенности в себе до радости новых открытий.

                                Математика.

1Решите второй пример, используя результат первого:

2 х 7 = 14      2 х 6 = …
2. Работа с задачами.
          № 1                                                              № 2
В букете – 15ц.                                                 Васильков – 9ц.
Васильков – 9ц.                                               Ромашек – в 2 раза больше
 Остальные – ромашки.                                Сколько цветов в букете?
На сколько васильков
больше, чем ромашек?
а) Являются ли задачи обратными? Докажите свою версию.
б) Измените условие задачи так, чтобы она стала обратной.
(Рассматриваются все возможные варианты).
3.  Дан ряд чисел:         12  16  14  18  16  …
Найдите закономерность и продолжите ряд.
                ( + 4, - 2)

3. Поиск  общего  в  частном.

Данный приём предполагает выявление того общего, что характерно для всех случаев. Ученик должен сам выбрать способ выполнения задания. Чаще всего этот приём используется учителем при выходе на новую тему урока.
                            Математика.
а) Как бы вы смогли решить такой пример?
23 х 4 =                       23 + 23 +23 + 23 = 
                                    (как сумма одинаковых слагаемых)
23 х 4 =                      (20 + 3) х 4 = 20 х 4 +3 х 4 =
                                   (как сумма разрядных слагаемых)
б) Сравните решение примеров.
12 – 5 = (12 – 2) – 3 = 10 – 3 = 7
(вычитаемое представлено суммой удобных слагаемых 5 = 2 + 3)
12 – 5 = (10 + 2) – 5 = (10 – 5) + 2 = 5 +2 = 7
(уменьшаемое представлено суммой разрядных слагаемых)
Какой способ вам больше понравился?
Решите следующий пример этим способом.    14 – 6 =

4.  Классификация (группировка).

Приём заключается в распределении конкретной совокупности объектов (слов, предложений, числовых выражений, понятий, географических фактов и т. д.) в делении на группы так, чтобы в каждую из них попали объекты, обладающие одним или несколькими одинаковыми свойствами. Этот приём создаёт  условия применения знаний в новых ситуациях для их углубления и расширения, учит детей разностороннему анализу, сравнению объектов по выделенным признакам, умению ставить и решать познавательную задачу. Важен в этом приёме и аспект вариативности, так как дети выполняют это задание разными способами. Вариативность – одно из типических свойств методической системы Л.В. Занкова.

Классификация может осуществляться:

1) по одному заданному признаку
(выпишите из предложения только гласные)
2) по нескольким заданным признакам
(поставьте ударение, выпишите слова с проверяемой безударной гласной в одну группу, с непроверяемой – в другую)
3) по самостоятельно найденному признаку с дополнительными указаниями:
- с одним количественным указанием:
разделите на 2 (3) группы
- с несколькими количественными указаниями:
 разделите на 2(3) равные группы
4) по самостоятельно найденному признаку без всяких дополнительных указаний
( в этом случае даётся задание: распределите на группы и объясните свой выбор)
На доске слова: ромашка, дуб, василёк, гроза, ветер, берёза,  клён, дождь, мак.
Имейте в виду, что в этом случае возможна группировка с разных точек зрения: - с точки зрения русского языка (по родам, по склонениям, по орфограммам и т.д.) или с точки зрения окружающего мира (деревья, цветы, явления природы).
Очень разнообразны способы классификации на уроках окружающего мира.
Даны словалось, ястреб, собака, курица, белка, лисица, лошадь, ворона, волк, кот, гусь.
Задание: сгруппируйте слова.
Способы: - домашние и дикие,  водоплавающие и сухопутные,
                  птицы и наземные, яйцекладущие и живородящие,
                  двуногие и четвероногие, хищные и травоядные и т.д.
При обобщении материала можно идти от обратного. Учитель даёт детям свой вариант группировки и предлагает найти, по какому признаку сделана группировка.

                                                    Русский язык.

                                Тыква              Водитель
                                Трава               Человек  
                                Парта               Бегемот
Варианты:    по родам, по склонениям, одушевлённые и                      неодушевлённые, по наличию и отсутствию мягких согласных,        2-сложные и 3- сложные слова и т.д.  Всё зависит от темы урока: какая вам нужна сегодня информация или какую тему вы решили сегодня повторить?

                                            Окружающий мир.

Дан ряд планет: Юпитер, Меркурий, Сатурн, Земля.
Задание: упорядочите этот ряд планет по любому признаку.
1 признак – величина планет (Юпитер, Сатурн, Земля, Меркурий)
2 признак – степень удалённости от Солнца (Меркурий, Земля, Юпитер, Сатурн).
3 – найдите лишнюю планету в этом ряду (Земля – есть жизнь,или Сатурн – имеет множество спутников, образующих кольцо)

5. Построение  и  использование  обобщённой модели  формируемого  действия.

Данный приём строится по принципу – от частного к общему. В математике этот приём используется очень часто.
7 х 0 = 0     0 х 9 = 0                      В общем виде – а х 0 = 0
Этот приём можно усложнить:
а) 3 + 3 + 3 + 3              Замените сумму одинаковых слагаемых                                                       произведением.
б) Произведение Ю Х 5 запишите в виде суммы.
( Ю + Ю + Ю + Ю + Ю)  Каким может быть число – Ю?
в) Произведение М х А  запишите в виде суммы.
(  М + М + М + М …  )        взять А раз
Если при изучении темы «Умножение», мы чаще будем пользоваться таким приёмом, дети не будут при решении задач умножать ящики на килограммы, а поймут смысл действия умножения - по 3 кг  взять 4 раза.

6. Использование  аналогий.

Формируя это умение, нужно иметь в виду следующее:
а) Аналогия основывается на сравнении. Сравнение зависит от умения выделять признаки объектов и устанавливать их сходство и различие.
б) При использовании аналогии должно быть не менее 2 объектов, один из которых известен, второй сравнивается с ним.
в) Для правильного вывода по аналогии сравниваются признаки, существенные в данной ситуации.

                                  Русский язык.

1 класс. Азбука. Сравнение печатных букв.  
Г – Т       Р – Ф       К - ?                       Это прямая аналогия.
Какая буква потерялась?  По прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с похожим в природе. (Ж – похожа на жука.)

Символическая аналогия.

Литературным аналогом символической аналогии является метафора (дремлет озеро, спит лес и т. д.)

Фантастическая аналогия.

Это поиск современных объектов нашей действительности в мифах, сказках, легендах (ковёр – самолёт, сапоги – скороходы и т. д.)

Логическая аналогия.

Стоит главная задача перед учителем: активизировать мысль ребёнка.
Внимательно рассмотрите первую пару (запись красным цветом). По образцу составьте новую пару.
Часы                      Градусник
Время                    Врач. Температура. Больной.
                   Дождь                   Мороз
                   Зонтик                  Холод. Зима. Шуба.

7. Постановка  целей.

Это приём целеполагания, т. е. самостоятельной постановки цели для выполнения учебного задания. Ученикам предлагается некоторый ряд объектов (слова, предложения, числа, объекты природы и т.д.) для того, чтобы самостоятельно сформулировать задание, которое целесообразно выполнить с этими объектами. После выполнения задания обязательна рефлексия – что делал?

                         Математика.
Придумайте к данному рисунку задание.
                   4 кружка        7 квадратиков
Возможные варианты заданий:
- сравнить количество предметов
- составить суммы (разности)
- узнать на сколько больше (меньше) кружков или квадратиков
- составить любую задачу (можно как схематический рисункок)
               Окружающий мир.
Посмотрите на объекты природы:
Гусеница, растение, заяц, лягушка, лиса, сова, мышка.
Какое задание вы можете предложить одноклассникам?
- составить цепи питания
- распределить в группы:                                                                                        
по питанию    (хищники, насекомоядные, растительноядные )                 
по среде обитания ( лес, степь, пустыня,болото)                       
по способам размножения (живородящие, яйцекладущие)

8. Преобразование  тренировочных       упражнений  в  творческие.

Данный приём предполагает изменение одного или нескольких компонентов учебной задачи так, чтобы ход её выполнения изменился в соответствии с новыми требованиями.

               Русский язык.

На доске запись.    Москва. Шар. Рысь. Саша. Стол. Смирнов.

Задание 1.     
 Спишите данные слова через запятую.
Задание 2.     
 Выпишите только те слова, которые можно писать и с маленькой и с большой буквы. От чего это зависит?
Математика.
На доске запись.     72 – (12 + 3)
 Изменится ли значение выражения, если убрать скобки?
     72 – 12 + 3
 Изменится ли значение выражения, если  скобки перенести в начало?          (72 – 12) + 3
Используя те же числа и те же знаки действий, составьте выражения, значения которых были бы равны между собой.
        (72 + 12) – 3=             72 + 12 – 3 

                           Литературное чтение. 

Составьте сказочный алфавит: А – Алиса, Б – Буратино …

Составьте съедобную  азбуку. А – апельсин, Б – бублик…
Составьте рассказ от имени любого предмета (Я – ранец)

9. Выявление новой функции данного объекта.

Данный приём предусматривает постановку учебной задачи: увидеть и выявить в предложенном объекте то, что непосредственно не дано в нём.
                                 Математика. 
Известная модель:  720 : 90 = 720 : (10 х 9) = 720 : 10 : 9 = 8
Новая модель:     72 дес. :   9 дес. = 8 (раз) 
- переход к изучению кратного сравнения чисел и к решению задач на деление по содержанию:
 72 кг : 9 кг = 8 (ящиков).

                                 Русский язык. 

Задание на выбывание глаголов по отличительному признаку. 

Встретит, звучать, сверкает, держит, кричали, стелет.

Назовите общий признак всех слов. А дальше вам надо исключать каждый раз только одно лишнее слово так, чтобы остались глаголы, сходные между собой по какому – либо признаку.
Порядок выбывания:
1. Звучать – неопределённая форма глагола  2. Кричали – мн. число          
3. Встретит – буд. время   4. Держит или стелет (оба второго спряжения, глаголы - исключения)
        

1 комментарий:

  1. Большое спасибо за материалы. Обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить