вторник, 19 февраля 2013 г.

Из опыта работы А.М. Сабуровой

ПРОГРАММА
исследовательского обучения 
для младших школьников
   Поисковое объединение «Я – исследователь»

 Программа исследовательского обучения младших школьников.

                     Цель программы:

       развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

                     Задачи программы:

-развитие познавательных потребностей младших школьников
-развитие познавательных способностей младших школьников
-обучение детей  младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований -формирование и развитие у  детей  младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

                                            Пояснительная записка.

Учебно-воспитательный процесс в системе Л.В. Занкова осуществляется на основе усвоения школьниками системы учебных предметов, выбор и содержание которых определяется целью обучения, направленного на общее развитие ребёнка. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых ученик должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.
Исследовательская работа в начальной школе проводится в двух направлениях:

 Первое - это групповая исследовательская программа, которая тесно связана с программным материалом.
Второе - это личный исследовательский проект, который акцентирует внимание именно на поиске, на исследовании темы, которая в данный момент интересна ребёнку.
 Любая учебно-исследовательская деятельность требует особой системы. Она предполагает разработку содержания, форм и методов (в том числе и методов оценки результатов).
 Таким образом, программа включает в себя три относительно самостоятельных раздела.
                                Основные разделы программы.
1 раздел – Тренинг.

Специальные задания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
видеть проблемы
ставить вопросы
выдвигать гипотезы
давать определение понятиям
классифицировать
наблюдать
проводить эксперименты
делать умозаключения и выводы
готовить тексты собственных докладов
объяснять, доказывать и защищать свои идеи

2 раздел – Исследовательская практика.

Основное содержание работы – выполнение творческих проектов и проведение учащимися самостоятельных исследований. Занятия в рамках этого раздела выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Этот раздел выступает в качестве основного, центрального.

3 раздел – Мониторинг.

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (конференции, публичные защиты исследовательских работ и творческих проектов). Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны одноклассникам, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Примерный учебный план.
                                                            2 класс
Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, вторая -  в третьей (во второй и четвёртой четверти лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях).
                                                          3 класс.                                 
В 3 классе все дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения во 2 классе, должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок получает тетрадь «Я - исследователь», где подробно описан каждый шаг на пути проведения собственного исследования.
Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования.
Результаты собственной исследовательской работы дети впервые будут представлять на специально организованных  защитах исследовательских работ и творческих проектов.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен.
Планировать сроки проведения защит следует по мере готовности детских работ. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с попытками искусственного затягивания.

                                                       4класс.
Дети уже имеют разносторонний опыт исследовательской деятельности. Вопросы выбора темы, организации  собственных исследований, подготовка к защите не вызывают у детей трудностей. Необходимо продолжить чередовать коллективную и индивидуальную работу детей. Важно, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт, как в проведении исследований, так и во взаимодействии со сверстниками. Итоги исследовательских работ проводятся уже на конкурсных защитах или на защитах по номинациям.

                                        Содержание раздела  «Тренинг»
                                                        2 класс
                                                        Темы
1.«Что такое исследование»
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент) в ходе изучения доступных объектов.
2.«Наблюдение и наблюдательность»
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.
 Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
3.«Что такое эксперимент»
Самый главный способ получения научной информации.
Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
4.«Учимся вырабатывать гипотезы»
Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы.
5.«Как делать схемы»
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула.
 Практическое задание – пиктограммы.
6.«Как работать с книгой»
Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными.
 Что такое: справочник, энциклопедия.
С чего лучше начинать читать научные книги.
Практическая работа по структурированию текстов.
7.«Как сделать сообщение о результатах исследования»
 Что такое доклад. Как составлять план своего доклада.
 Практическая работа «Как сделать сообщение».
      
                                                   3 класс
                                                    Темы

1. «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др).
 Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.)
2. «Наблюдение и наблюдательность»
Сферы применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений.
 Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.).
Практические задания на развитие наблюдательности.
  3. «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа – «нужен ли исследователю план работы». Практическая работа – планируем и проводим собственные наблюдения.
 Практическая работа - планируем и проводим собственные эксперименты.
4. «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседы на тему:
Как рожаются гипотезы. Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.
 Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
5. «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы
 Как правильно задавать вопросы.
Как узнавать новое с помощью вопросов.
Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
6. «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой  и правилами делать суждения, умозаключения и выводы.
 Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
7. «Искусство делать сообщения»
Как правильно планировать сообщение о своем исследовании.
Как выделить главное и второстепенное.
Практические занятия:
 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
«Как отвечать на вопросы»
                                            
                                                     4 класс
                                                     Темы

1.Наблюдение и экспериментирование.
Практическое занятие по развитию умений наблюдать и экспериментировать.
2.Методы исследования и наблюдения.
Работа с приборами, созданными для наблюдения: бинокль, микроскоп.
3.Искусство делать сообщения.
Как правильно спланировать сообщение о своём исследовании.
4. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы».
Практическое занятие по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
5.Семинар. Как подготовиться к защите.
Анализ полученных материалов.
Разработка  и выполнение рисунков и схем.
Определение основных понятий и выводов.

        Содержание раздела «Исследовательская практика».

                                                     2 класс
                                                     Темы

1. Тренировочное  занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Коллективный выбор темы для исследования (карточки с темами предлагает учитель). После выбора темы составляется план действий.
2. Экспресс-исследование.
Класс делится на группы. Каждая группа получает собственное мини-исследование по данной учителем или выбранной коллективно теме. По итогам в этот же день проводится мини-конференция.
3.Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые  уже освоили в ходе тренировочных занятий. Возможно сообщение и о своих коллекциях.
4. Коллективная игра – исследование.
Исследовательская работа, выполненная вдвоем или втроем, требует умения распределить обязанности, умения слушать и слышать товарища, выступить с сообщением, умения ответить на вопросы одноклассников по выбранной теме.

                                                   3 класс
                                                   Темы

1.Как выбрать тему собственного исследования.
Индивидуальная работа с учащимися.
2.Коллективная игра-исследование.
3.Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
  Индивидуальное  консультирование необходимо потому, что тематика работ          очень разнообразна. Кроме того, часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
 4. Планирование и проведение самостоятельных исследований.
 5.Подготовка детских работ к защите.

                                              4 класс
                                               Темы
1.Выбор темы собственного исследования.
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований.
2.Методы исследования.
Практическое занятие по выбору методов: понаблюдать, спросить у товарищей, у знакомых, у родственников, провести эксперимент.
3.Ассоциации и аналогии.
Практическое занятие на создание аналогий, на выявление уровня логического мышления.

Содержание раздела  «Мониторинг».
                                                            2 класс
                                                             Темы
1. «Мини-конференция по итогам экспресс-исследований»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об исследовании.
2.«Мини-конференция по итогам собственных исследований»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают  мнения о работе.
                                                     3 класс
                                                      Темы
1.Участие в защите исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
2.Подготовка собственных работ к защите.
Планирование собственного выступления.
 Подготовка текста доклада, схем, графиков, макетов, чертежей.
3.Собственная защита исследовательских работ.
                                                      4 класс
                                                        Темы
1.Подготовка собственных работ к защите.
Планирование выступления на защите проекта. Подготовка текста доклада, рисунков, схем.
2.Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.
Подведение итогов исследования. Ответы на вопросы.
3.Участие в защите исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

                     

Литература.
1.Савенков А.И.  Я - исследователь.  Учебник - тетрадь для младших школьников. Самара. Издательство «Учебная литература»,2005
2.Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. Москва, Академия, 2005
3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения  младших школьников. Издательский дом Фёдоров. 2006
4.Журнал «Практика образования» № 1,2,3 - 2006

Комментариев нет:

Отправить комментарий